Современные дети не знают, как жили наши прабабушки и прадедушки, когда не было компьютеров, телевизоров, телефонов и прочих предметов, которыми люди пользуются сейчас. Во время экскурсии ребята познакомились с основой русского жилища – русской печью, которая играла в доме главную роль.
Цель: определить место русской печи в прошлом и настоящем.
Примерно четвертую, а иногда и третью часть избы занимала русская печь. Она была символом домашнего очага . Недаром есть поговорка «плясать от печки», ведь всё в русской избе начинается именно с печи. Помните былину про Илью Муромца? Былина нам говорит, что Илья Муромец «лежал на печи 30 лет и 3 года», то есть не мог ходить. Не на полатях и не на лавках, а на печи! Печь находилась всегда в одном из углов дома, который назывался печной, дверной, малый угол Печь использовали не только для приготовления пищи, но и для обогрева и как лежанку. Место, где люди спали на печи, называлось полати В ней же пекли хлебы, сушили на зиму грибы, ягоды, подсушивали зерно. Во всех случаях жизни печь приходила крестьянину на помощь. И топить печь приходилось не только зимой, но в течение всего года. Даже летом нужно было хотя бы раз в неделю хорошо вытопить печь, чтобы испечь достаточный запас хлеба. Печь могла лечить от многих болезней.
В ходе занятия в музее дети познакомились с орудиями труда , применяемые для различных хозяйственных целей : врубель, ухват, кочерга, садило, деревянной и глиняной посудой. Про печку не только придумывали загадки, но и слагали легенды и сказки. Самая известная – «По щучьему велению», где ленивый Емеля, даже очень ленивый, потому что ему лень было даже слезть с печи, и он заставил печку ездить саму туда, куда ему надо. А может он был не ленивый, а просто очень больной, и с печи ему слазить запретили врачи, потому что печь его лечила. А русскую печь использовали в старину, как баню. Старорусский быт отводил для каждого члена семьи строго отведённое место на печи. Для стариков отводилось место с правого бога от устья, для детей, на полатях и сверху. А вот кошки пользовались особыми привилегиями, им было место по всюду.
Дети с восторгом воспринимали информацию об истории русской печи в игровой форме ,познакомились с домовёнком Кузей , отгадывали загадки, участвовали в игре « Из чего — какая» А в конце занятия был проведён мастер – класс. Им был представлен специально раскрашенный образец раскраски о русской печи из русских народных сказок и предложено попробовать проявить свою фантазию и каждому раскрасит по своему русскую печь.
Данная разработка музейного занятия знакомит детей с предметами быта русской избы и все это в игровой, интересной форме .что позволяет , формировать у детей положительный интерес к изучению истории родного края.
Руководитель школьного музея – Булатова С.Т.